Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 08.05.2024, 21:40

ВолгоградскаяОбластнаяМолодёжная Организация Дружба

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 97
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
9мая.ру - российская армия
Главная » 2009 » Октябрь » 12 » Психологическая работа с волонтерами
Психологическая работа с волонтерами
00:07

Психологическая работа с волонтерами.

Базовый принцип движения - насыщенная полноценная жизнь без наркотиков - это не оторванная от реальности концепция, это образ жизни. Для того, чтобы распространять этот жизненный принцип волонтер сам должен принять его, стать носителем этой идеи. Поэтому подросток, который приходит в волонтерскую организацию, проходит программу под названием "эволюция волонтера", это программа самосовершенствования, личностного роста, с освоением эффективных методов общения, и состоит она из 3-х уровней. Программа обучения в каждом уровне составлена так, чтобы каждый волонтер мог овладеть и достоверной информацией по проблемам наркомании, и методам ведения профработы, личностно развиваться. Волонтеру необходимо научиться отстаивать свое мнение, убеждать, "заражать" своими ценностями тех- кто может сделать выбор в пользу наркотиков. Для этих целей и необходима психологическая служба. Работа психолога является важной частью в обучении волонтеров.

Прежде чем приступить к описанию программы "Эволюция волонтера", хотелось бы поподробнее остановиться на особенностях работы волонтеров. Надо понимать, что профилактика наркомании состоит не только в том, чтобы предостеречь подростков от употребления наркотиков. Занимаясь профилактикой употребления психоактивных веществ, неизбежно выходишь на пересекающиеся с наркоманией темы. Во-первых, это свойственные подростково-юношескому возрасту психологические проблемы (становление личности, межличностные и семейные взаимоотношения). Очень часто именно эти возрастные психологические проблемы лежат в основе первых проб психоактивных веществ. Во-вторых, наркомании могут сопутствовать инфекционные заболевания, передающиеся как половым путем, так и через зараженные иглы. Поэтому, можно сказать, что волонтеры в рамках профилактики наркомании занимаются еще и профилактикой рискованного поведения в молодежной среде. Каждый волонтер, перед тем как выйти на профработу, должен сам научиться защищать себя от этих страшных болезней и не рисковать своим здоровьем. С учетом этих особенностей построения волонтерской профилактической работы и построены обучающие занятия 3-х уровней программы "Эволюции волонтера".

Программа "Эволюция волонтера":

1. Начальный уровень подготовки волонтера.
Приходя в организацию, новичок не сразу может заниматься серьезной профилактической работой, так как у него нет еще необходимых знаний и навыков. Поэтому, на этом уровне он знакомится с теми "коллегами", с которыми он в дальнейшем будет сотрудничать. Это волонтеры, которые уже состоят в движении, воспитатели (взрослые организаторы, ответственные за проведение волонтерской программы), наркологи, психологи. Происходит знакомство с правилами волонтерской организации, с ее принципами и планом работы. Новичок начинает посещать основные мастер классы, которые ведут наркологи и психологи. Наркологи на своем мастер классе дают необходимые знания по наркомании как серьезном заболевании, о причинах употребления наркотиков и алкоголя, а так же последствиях. Психолог на психологическом мастер классе практически закрепляет полученные знания о наркомании, знакомит подростков с возможностью изменять рискованное повеление. Проводятся социально-психологические тренинги, где подростки учатся решать свойственные их возрасту проблемы.

Темы занятий:
1.Виды наркотиков и их воздействие на организм (производные опия, психостимуляторы, гашиш, галлюциногены). Мифы и неверные представления о психоактивных веществах среди молодежи.
2-Психическая и физическая зависимость.
3.Рискованное поведение. Модели изменения рискованного поведения.
4.ВИЧ-инфекция, гепатит "В", "С", как возможные последствия наркомании, и рискованного поведения.
5. Заболевания, передаваемые половым путем, как возможные последствия
рискованного поведения.
6. Понятие личности, ее структура, Я-концепции.

На первом уровне новички уже могут осуществлять помощь волонтерам в их работе: готовить плакаты, организовывать акции, присутствовать на тренингах, лекциях, и круглых столах, которые проводят старшие волонтеры. Такая помощь позволяет "увидеть" работу волонтера, оказать посильную помощь, легче влиться в единую организацию. На этом уровне происходит адаптация новичка к новой для него сфере деятельности. В случае, если волонтерская организация только зарождается, то новички-добровольцы проходят все описываемые уровни вместе со специалистами. После прохождения этого уровня ему присваивается звание "Друг волонтера".
Возможно, что ребята уйдут после 1-го уровня "Эволюции", не станут продолжать дальнейшее обучение и профилактическую деятельность. В таком случае, занятия, проведенные се ними, позволят им обладать не только полезной и достоверной информацией по вреду наркомании, но и навыкам безопасного поведения.

2. "Продвинутый" уровень подготовки волонтера.
После прохождения основных мастер классов и сотрудничества с волонтерами, новичок может сдать зачет, где проверяется усвоенный им необходимый минимальный материал. После чего ему присваивается звание "Волонтер", и он выходит на второй уровень. Во время прохождения первого уровня, волонтер показывает свои способности, и в соответствии с ними он выбирает тот мастер-класс, в котором он будет выполнять основную работу. Например, подросток хорошо рисует, ему нравится оформлять плакаты, значит, он входит в художественный мастер-класс и отвечает за выпуск тематических газет, плакатов, и т.д. Это его основные обязанности, но, конечно, работа этим не ограничивается, и он может принимать участие в других мероприятиях. На этой стадии волонтер продолжает посещать мастер-класс психологов, где он обучается эффективным методам передачи информации, получает навыки ведения профилактических тренингов среди сверстников, участвует в социально-психологическом тренинге. На этом уровне волонтеры продолжают помогать "старшим" волонтерам и взрослым организаторам в их работе. При успешном обучении на этом уровне, возможно, поручать волонтеру самостоятельную работу.
Темы необходимых практических занятий:
1. Личностные и межличностные проблемы, характерные для подросткого-юношеского возраста.
2. Что такое стресс? Модели проблеморазрешающего поведения.
3. Здоровая и дисфункциональная семья. Со-зависимость.
4. Что такое программа "Снижение вреда"?
5. Психологические и физиологические особенности подростков.

На 2-м уровне ребята уже могут наравне со всеми готовить профилактические мероприятии и принимать в них участие. Если в процессе обучения некоторые волонтеры изъявили желание и способности к ведению профилактических тренингов с подростками, то они могут заниматься этой деятельностью вместе со специалистом психологом. Волонтер может работать на выездных сессиях по профилактике наркомании среди молодежи и вести практические занятия (летние школы волонтеров, работа с трудными подростками, находящимися в заключении, "волонтерские рейды" по школам, студенческие акции, анкетирование, работа на волонтерском сайте в интернете, и т.д.).
В том случае, если ребята уходят из организации после 2-го уровня, они выносят с собой и знания по безопасному проблеморазрешающему поведению и наработанные ими в ходе практической деятельности профессиональные знания.

3. Волонтер - ветеран.
На третий уровень волонтер выходит при согласии членов организации, как волонтер с определенным стажем и определенными успехами в работе. Ему присваивается звание "Старший волонтер". Волонтеры вышедшие на третий уровень сами организовывают и проводят различные профилактические мероприятия, берут шефство над новичками, т.е. обучают их известным методам профработы.
После прохождения каждого уровня обучения волонтеры получают сертификаты.

Какой опыт должен обрести волонтер в процессе прохождения уровней "Эволюции волонтера"?
1. Общие теоретические знания.
Виды наркотиков и их действие на организм человека. Химическая зависимость. Причины и последствиями употребления ПАВ.
- Физиологические и психологические особенности подросткового возраста.
- Владение различными методами ведения профилактической работы среди своей целевой группы.
2. Практические навыки,
- работа в группе
- работа с аудиторией и отдельным человеком
- доступное изложение своих мыслей
- эффективные методы передачи информации
- ведение профилактических тренингов
- творческий подход к своей работе.
3. Личностное совершенствование.
В процессе обучения и работы волонтер личностно развивается. У каждого есть возможности стать лучше. Достичь каких-то высот, разрешить какие-то поведенческие проблемы, мешающие общению с окружающими. Поэтому мы стараемся, чтобы волонтеры обрели такие качества, которые помогли бы им в профессиональной дальнейшей деятельности, а также в жизни.
У каждого волонтера есть возможность обрести навыки:
- уверенного поведения:
- проблеморазрешающего поведения;
- ответственного поведения;
А так же есть возможность научиться:
- позитивному отношению к трудным ситуациям
- быть честными перед собой и перед другими
- сострадать, но не попадать в со-зависимые отношения.


Цели психологической работы с волонтерами:

Помочь участникам движения в самосовершенствовании и обучении основам психологической работы по принципу "ровесник ровеснику".

Задачи:
1. Сформировать навыки безопасного поведения и актуализировать стремление к здоровому образу жизни у волонтеров.
2. Создать мотивацию у студентов и старшеклассников к собственному личностному росту и ведению профилактической работы среди сверстников.
3. Научить волонтеров методам и алгоритмам профилактической работы.

Работа психолога состоит из следующих блоков:
1) Ведение коммуникативных тренингов с участниками волонтерского движения.
2) Ведение обучающих занятий с волонтерами.
3) Ведение профилактических занятий с волонтерами.
4) Супервизии.

Темы психологических занятий первого блока:
Занятия этого блока затрагивают психологические затруднения, соответствующие возрасту подростков, конструктивные методы разрешения этих ситуаций, личные качества подростков.
а) Я-концепция
б) Взаимоотношения в семье
в) Взаимоотношение полов
г) Взаимоотношения со сверстниками
д) Стрессовые ситуации и как их разрешать

Темы психологических занятий по второму и третьему блоку:
1) что такое тренинг? Принципы и методы групповой работы. Виды тренингов. Как оценить эффективность тренинга?
2) Тренинг по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения.
3) Тренинг по ВИЧ-инфекции для той же возрастной группы.
4) Тренинг по ЗППП (заболевания передаваемые половым путем)
5) Тренинг ответственного поведения.
6) Тренинг по эффективной передаче информации.

Супервизии в работе с волонтерами необходимы и для психологов и для волонтеров. Психологам это дает возможность увидеть работу ребят, отследить ошибки и обсудить их тут же в группе или индивидуально. Волонтерам супервизии позволяют анализировать свою работу, решать трудные и неясные моменты, делиться наработанным опытом с остальными волонтерами.

Форма проведения занятий психологом:
-тренинги
- беседы
- практические занятия
- индивидуальные занятия
- видео тренинги.

Волонтерская организация - это открытая организация для желающих вступить в него. Следовательно, предполагается постоянный прилив "новичков". Поэтому психологическая работа не может быть ограниченной временными рамками. Она является постоянной, как и работа других специалистов. Все 4 блока психологической работы ведутся в соответствии с общей программой, в которой задействованы наркологи, педагоги, и другие приглашенные специалисты по определенным темам.

Закрытыми являются занятия для будущих "тренеров", тех волонтеров, которые:
- прослушали курс обязательных лекций,
- прошли групповую работу у психологов,
- ознакомились с основами волонтерской работы,
- приняли участие в различных профилактических мероприятиях, проведенных старшими волонтерами,
- заявили о своей готовности и желании вести тренинги со сверстниками.

Обычно, на закрытых занятиях ребята готовятся непосредственно к предстоящим практическим мероприятиям, как-то: школа волонтера для подростков, "волонтерские рейды" по СОШ, выездные сессии в колонии для несовершеннолетних, и т.д.

ВАЖНО!

Группа волонтеров, нацеленная на самостоятельное проведение профилактической работы среди ровесников, после обучения должна будет вести тренинги второго блока с целевой группой. Очень важно помнить, что это профилактические тренинги, которые в отличие от тренингов личностного роста, могут вести инструкторы, не имеющие специального психологического образования. Поэтому не используются серьезные психологические упражнения, способные серьезно затронуть личность участника. Используются только специальные упражнения и групповые задания, которые не могут нанести психологический вред участникам тренинга. Игры и упражнения подбираются так, чтобы затронуть глубинные психологические проблемы человека.

Информационно-агитационный материал волонтеров:

В процессе профилактической деятельности волонтеров возникает необходимость в информационных и агитационных пособиях, в которых ребята могут дать информацию о своей организации и работе, агитировать сверстников пополнить ряды волонтеров. Для этой цели был создан "Паспорт Волонтера" и визитка "Ты хочешь стать волонтером?" В "Паспорте" волонтеры рассказывают о причинах появления волонтерства, о структуре своей организации, о своем обучении, о своих планах и целях. В визитке, волонтеры, приглашая студентов и школьников стать волонтерами, рассказывают об основном своем занятии -профилактике наркомании.
Так же для продуктивной работы волонтеры пришли к решению составить кодекс настоящего волонтера, куда вошли "10 заповедей волонтера" и "права волонтера".

В "10 заповедях волонтеров" сведены основные принципы продуктивной учебы и работы волонтера:
1. Гордись карьерой волонтера. Она значительно увеличивает богатство души.
2. Понимай задачу, которую ты выполняешь.
3. Участвуй в тренингах и обогащай собственный опыт.
4. Сопоставляй свои интересы с потребностями окружающих и с задачей Студенческой волонтерской службы.
5. Работай искренне, делись с другими новыми идеями о том, как сделать работу Студенческой волонтерской службы еще более эффективной.
6. Находи значение этих идей как частей общей задачи Студенческой волонтерской службы.
7. Открой себя возможностям развития сопереживания, уверенности в
себе и ответственности.
8. Цени важность своей роли - роли толкователя общественных интересов.
9. Развивай свою самооценку и готовность спрашивать.
10. Будь верен Студенческой волонтерской службе и ее мероприятиям.

Говоря о методах профилактики, используемых волонтерами, хотелось бы отдельно остановиться на следующих:

Профилактические тренинги - это очень интенсивное обучение, Некоторые длинные тренинги разбиваются на части, на каждую из которых отводится по два-четыре дня. Продолжительность одного учебного дня, как правило. 1-2 часа. Оптимальное количество участников группы, по мнению экспертов, составляет 10-12 человек. Это позволяет, с одной стороны, каждому продемонстрировать выполнение задания инструктору, а с другой стороны, обменяться опытом, поучиться друг у друга. Обычно тренинги проходят в просторных, специально оснащенных аудиториях компаний-организаторов. На территории заказчика их проводят в подготовленных для этого помещениях - в актовом зале или комнате переговоров. Иногда, если содержание тренинга требует от его участников полностью отключиться от своей обычно работы, им предлагается провести занятия в загородном доме отдыха. Тренинг предполагает активное участие со стороны участников. В течение работы каждому дастся возможность принять участие в игре, дискуссии, диспуте, высказать свое мнение, поговорить о своих чувствах, обрести практические навыки на заданную тематику, обменяться имеющимся личным опытом.

Тренинг имеет свою структуру. И проводя такое практическое занятие необходимо следовать общим правилам ведения:
1. Введение (5 % от всего рабочего времени). На этом этапе ведущий кратко представляет тему, цели и задачи занятия.
2. Знакомство (5 % рабочего времени). Ведущий представляется первым. После этого предлагает познакомиться всей аудитории. Знакомство можно осуществлять с помощью упражнений на знакомство: интервью, снежный ком, "меня зовут...", "Я люблю себя за то, что ...", "Найди общее" и т. д.
3. Ожидание участников (3 % рабочего времени). На этом этапе участники высказывают свои ожидания от предстоящей работы. Ожидания можно высказывать по кругу, записать на бумаге и повысить на видное место на стене, с помощью специальных игр и т.д. Если участники затрудняются, то ведущий сам может высказать свои ожидания.
4. Принятие правил работы группы. На этом этапе группа вырабатывает правила совместной деятельности, которые помогут продуктивно участвовать в тренинге. Самые распространенные правила:
- право говорящего;
- правило поднятой руки:
- конфиденциальность;
- пунктуальность.
Лучше если правила предложат сами участники.
5. Оценка уровня информированности (5 - 10 % рабочего времени). Этот этап позволяет выяснить, насколько информированы участники по данной проблеме и о "проблемах" в их знаниях. Может проходить и в форме диалога и с помощью игр.
6. Актуализация проблемы (10 - 30 % рабочего времени). Используется, для того чтобы пробудить интерес к проблеме, сформировать мотивацию к изменению своего поведения (возможные игры "Спорные утверждения" или "Джеффа").
7. Информационный блок (20 - 40 % рабочего времени). Дается подробная информация по заданной проблеме.
8. Приобретение практических навыков (20-60 % рабочего времени).
На этом этапе отрабатываются на практике возможные модели безопасного поведения, о которых говорилось в информационном блоке.
ВАЖНО!!! Информационный блок, актуализация проблемы и отработка практических навыков имеют пластичную структуру. У этих этапов нет четких временных рамок проведения. Они могут идти параллельно и для общей разрядки, перемежаться разминочными играми.
9. Завершение работы (5 % рабочего времени).
На этом этапе подводятся итоги занятия, выявляются, подтвердились ли ожидания участников, оцениваются изменения уровня информированности.
Использование принципа активности в тренинге объясняется тем. ЧТО человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% - из того, что видит, 70% - из того, что проговаривает, и 90% - из того, что делает сам.

Мастер классы - это тематические кружки. Они делятся на обучающие и объединяющие. Первые - это те, что дают необходимую информацию по определенным темам, и являются обязательными для волонтеров: о вреде употребления наркотиков, профилактика ВИЧ-инфекции и заболеваний, передающихся половым путем, и т.д. На этих занятиях ребята получают необходимые знания для изменения собственного рискованного поведения, и распространения этих знаний среди своих сверстников. Кроме того, на психологическом мастер классе подростки решают свойственные их возрасту психологические и социальные затруднения. Второй тип мастер классов - это объединения по интересам. В этих мастер классах ответственными являются сами ребята, "здесь они делятся собственными знаниями друг с другом, с прикрепленными к их кружку новичками и проводят плановые мероприятия от своего мастер класса. К примеру, мастер-класс "массовиков-затейников" постоянно разрабатывают и обновляют свой набор игр, загадок, конкурсов, пародий по профилактике наркомании и здоровому образу жизни, и т.д. Они могут быть ответственны за проведение развлекательной части на молодежной акции или тематическом вечере в школе и т.д. Мастер классы по интересам могут приглашать специалистов из своей области, чтобы получить профессиональные советы. Это могут быть специалисты по рекламе, художники, педагоги, с городских организаций КВН, актеры, режиссеры, журналисты, диджеи из молодежных радиокомпании, и т.д. Мастер классы по интересам организуются в соответствии с желанием и способностями ребят.

Волонтерские рейды по школам.

Этот метод профилактической работы был придуман и составлен совместно волонтерами, врачами наркологами и психологами. Волонтерские рейды предполагают работу волонтеров со школьниками непосредственно в школах, и требуют от волонтеров особом полготовки и наличия опыта работы с аудиторией. Поэтому "рейды" проводят ребята, прошедшие первую ступень обучения, владеющие общими теоретическими знаниями по проблеме наркомании. ВИЧ-инфекции, и т.д. Перед выходом в школы психолог должен обязательно проработать и отрепетировать с волонтерами всю программу намеченных занятий, разобрать все моменты, вызывающие вопросы. Проведение практического занятия - это большая ответственность, так как предполагает непосредственное общение ведущего с участниками. Процесс диалога четко демонстрирует, насколько ведущий владеет материалом, аудиторией, и умеет ли он доносить информацию до окружающих. Поэтому плохо подготовленный волонтер может растеряться и даже забыть, о чем надо говорить. Чтобы избежать таких стрессовых и неприятных моментов, нужна хорошая подготовка.
Важно!!! Для психолога и нарколога, которые курируют эти занятия, необходимо помнить, что у ребят не всегда получается с первого раза провести подобные занятия. Хорошо, если кто-то из кураторов будет присутствовать и при необходимости помогать волонтеру вести тренинг на первых порах. Допущенные ошибки и неудачи могут сильно расстроить ребят, поэтому необходима поддержка со стороны кураторов. Ведь даже неудачно проведенное занятие - это результат. Ошибки, допущенные в работе - повод к дальнейшему росту и тренировкам. Их всегда можно проанализировать и исправить. Поэтому, обязательны супервизии с ребятами после каждого проведенного занятия.

Таким образом, психологическая работа, помогает ребятам развивать свой потенциал, разрешать свои психологические проблемы, закреплять полученные знания на лекциях специалистов, посредством психологических тренингов и распространять информацию среди сверстников.

 

Просмотров: 8424 | Добавил: стас | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
ауди файлы
Календарь
«  Октябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz