Базовый принцип движения - насыщенная полноценная
жизнь без наркотиков - это не оторванная от реальности концепция, это образ
жизни. Для того, чтобы распространять этот жизненный принцип волонтер сам
должен принять его, стать носителем этой идеи. Поэтому подросток, который
приходит в волонтерскую организацию, проходит программу под названием
"эволюция волонтера", это программа самосовершенствования,
личностного роста, с освоением эффективных методов общения, и состоит она из
3-х уровней. Программа обучения в каждом уровне составлена так, чтобы каждый
волонтер мог овладеть и достоверной информацией по проблемам наркомании, и
методам ведения профработы, личностно развиваться. Волонтеру необходимо
научиться отстаивать свое мнение, убеждать, "заражать" своими
ценностями тех- кто может сделать выбор в пользу наркотиков. Для этих целей и
необходима психологическая служба. Работа психолога является важной частью в
обучении волонтеров.
Прежде чем приступить к описанию программы "Эволюция
волонтера", хотелось бы поподробнее остановиться на особенностях работы
волонтеров. Надо понимать, что профилактика наркомании состоит не только в том,
чтобы предостеречь подростков от употребления наркотиков. Занимаясь
профилактикой употребления психоактивных веществ, неизбежно выходишь на
пересекающиеся с наркоманией темы. Во-первых, это свойственные
подростково-юношескому возрасту психологические проблемы (становление личности,
межличностные и семейные взаимоотношения). Очень часто именно эти возрастные
психологические проблемы лежат в основе первых проб психоактивных веществ.
Во-вторых, наркомании могут сопутствовать инфекционные заболевания,
передающиеся как половым путем, так и через зараженные иглы. Поэтому, можно
сказать, что волонтеры в рамках профилактики наркомании занимаются еще и
профилактикой рискованного поведения в молодежной среде. Каждый волонтер, перед
тем как выйти на профработу, должен сам научиться защищать себя от этих
страшных болезней и не рисковать своим здоровьем. С учетом этих особенностей
построения волонтерской профилактической работы и построены обучающие занятия
3-х уровней программы "Эволюции волонтера".
Программа "Эволюция
волонтера":
1. Начальный уровень подготовки волонтера.
Приходя в организацию, новичок не сразу может заниматься серьезной
профилактической работой, так как у него нет еще необходимых знаний и навыков.
Поэтому, на этом уровне он знакомится с теми "коллегами", с которыми
он в дальнейшем будет сотрудничать. Это волонтеры, которые уже состоят в
движении, воспитатели (взрослые организаторы, ответственные за проведение
волонтерской программы), наркологи, психологи. Происходит знакомство с
правилами волонтерской организации, с ее принципами и планом работы. Новичок
начинает посещать основные мастер классы, которые ведут наркологи и психологи.
Наркологи на своем мастер классе дают необходимые знания по наркомании как
серьезном заболевании, о причинах употребления наркотиков и алкоголя, а так же
последствиях. Психолог на психологическом мастер классе практически закрепляет
полученные знания о наркомании, знакомит подростков с возможностью изменять
рискованное повеление. Проводятся социально-психологические тренинги, где
подростки учатся решать свойственные их возрасту проблемы.
Темы занятий: 1.Виды наркотиков и их воздействие на организм (производные опия,
психостимуляторы, гашиш, галлюциногены). Мифы и неверные представления о
психоактивных веществах среди молодежи.
2-Психическая и физическая зависимость.
3.Рискованное поведение. Модели изменения рискованного поведения.
4.ВИЧ-инфекция, гепатит "В", "С", как возможные последствия
наркомании, и рискованного поведения.
5. Заболевания, передаваемые половым путем, как возможные последствия
рискованного поведения.
6. Понятие личности, ее структура, Я-концепции.
На первом уровне новички уже могут осуществлять помощь
волонтерам в их работе: готовить плакаты, организовывать акции, присутствовать
на тренингах, лекциях, и круглых столах, которые проводят старшие волонтеры.
Такая помощь позволяет "увидеть" работу волонтера, оказать посильную
помощь, легче влиться в единую организацию. На этом уровне происходит адаптация
новичка к новой для него сфере деятельности. В случае, если волонтерская
организация только зарождается, то новички-добровольцы проходят все описываемые
уровни вместе со специалистами. После прохождения этого уровня ему
присваивается звание "Друг волонтера".
Возможно, что ребята уйдут после 1-го уровня "Эволюции", не станут
продолжать дальнейшее обучение и профилактическую деятельность. В таком случае,
занятия, проведенные се ними, позволят им обладать не только полезной и
достоверной информацией по вреду наркомании, но и навыкам безопасного
поведения.
2. "Продвинутый" уровень подготовки волонтера. После прохождения основных мастер классов и сотрудничества с волонтерами,
новичок может сдать зачет, где проверяется усвоенный им необходимый минимальный
материал. После чего ему присваивается звание "Волонтер", и он
выходит на второй уровень. Во время прохождения первого уровня, волонтер
показывает свои способности, и в соответствии с ними он выбирает тот
мастер-класс, в котором он будет выполнять основную работу. Например, подросток
хорошо рисует, ему нравится оформлять плакаты, значит, он входит в
художественный мастер-класс и отвечает за выпуск тематических газет, плакатов,
и т.д. Это его основные обязанности, но, конечно, работа этим не
ограничивается, и он может принимать участие в других мероприятиях. На этой
стадии волонтер продолжает посещать мастер-класс психологов, где он обучается
эффективным методам передачи информации, получает навыки ведения
профилактических тренингов среди сверстников, участвует в
социально-психологическом тренинге. На этом уровне волонтеры продолжают
помогать "старшим" волонтерам и взрослым организаторам в их работе.
При успешном обучении на этом уровне, возможно, поручать волонтеру
самостоятельную работу. Темы необходимых практических занятий: 1. Личностные и межличностные проблемы, характерные для
подросткого-юношеского возраста.
2. Что такое стресс? Модели проблеморазрешающего поведения.
3. Здоровая и дисфункциональная семья. Со-зависимость.
4. Что такое программа "Снижение вреда"?
5. Психологические и физиологические особенности подростков.
На 2-м уровне ребята уже могут наравне со всеми готовить
профилактические мероприятии и принимать в них участие. Если в процессе
обучения некоторые волонтеры изъявили желание и способности к ведению
профилактических тренингов с подростками, то они могут заниматься этой
деятельностью вместе со специалистом психологом. Волонтер может работать на выездных
сессиях по профилактике наркомании среди молодежи и вести практические занятия
(летние школы волонтеров, работа с трудными подростками, находящимися в
заключении, "волонтерские рейды" по школам, студенческие акции,
анкетирование, работа на волонтерском сайте в интернете, и т.д.).
В том случае, если ребята уходят из организации после 2-го уровня, они выносят
с собой и знания по безопасному проблеморазрешающему поведению и наработанные
ими в ходе практической деятельности профессиональные знания.
3. Волонтер - ветеран. На третий уровень волонтер выходит при согласии членов организации, как
волонтер с определенным стажем и определенными успехами в работе. Ему
присваивается звание "Старший волонтер". Волонтеры вышедшие на третий
уровень сами организовывают и проводят различные профилактические мероприятия,
берут шефство над новичками, т.е. обучают их известным методам профработы.
После прохождения каждого уровня обучения волонтеры получают сертификаты.
Какой опыт должен обрести волонтер в процессе прохождения
уровней "Эволюции волонтера"?
1. Общие теоретические знания.
Виды наркотиков и их действие на организм человека. Химическая зависимость.
Причины и последствиями употребления ПАВ.
- Физиологические и психологические особенности подросткового возраста.
- Владение различными методами ведения профилактической работы среди своей
целевой группы.
2. Практические навыки,
- работа в группе
- работа с аудиторией и отдельным человеком
- доступное изложение своих мыслей
- эффективные методы передачи информации
- ведение профилактических тренингов
- творческий подход к своей работе.
3. Личностное совершенствование.
В процессе обучения и работы волонтер личностно развивается. У каждого есть
возможности стать лучше. Достичь каких-то высот, разрешить какие-то поведенческие
проблемы, мешающие общению с окружающими. Поэтому мы стараемся, чтобы волонтеры
обрели такие качества, которые помогли бы им в профессиональной дальнейшей
деятельности, а также в жизни.
У каждого волонтера есть возможность обрести навыки:
- уверенного поведения:
- проблеморазрешающего поведения;
- ответственного поведения;
А так же есть возможность научиться:
- позитивному отношению к трудным ситуациям
- быть честными перед собой и перед другими
- сострадать, но не попадать в со-зависимые отношения.
Цели психологической работы с волонтерами:
Помочь участникам движения в самосовершенствовании и обучении основам
психологической работы по принципу "ровесник ровеснику".
Задачи: 1. Сформировать навыки безопасного поведения и актуализировать стремление к
здоровому образу жизни у волонтеров.
2. Создать мотивацию у студентов и старшеклассников к собственному личностному
росту и ведению профилактической работы среди сверстников.
3. Научить волонтеров методам и алгоритмам профилактической работы.
Работа психолога состоит из
следующих блоков: 1) Ведение коммуникативных тренингов с участниками волонтерского движения.
2) Ведение обучающих занятий с волонтерами.
3) Ведение профилактических занятий с волонтерами.
4) Супервизии.
Темы психологических занятий
первого блока:
Занятия этого блока затрагивают психологические затруднения, соответствующие
возрасту подростков, конструктивные методы разрешения этих ситуаций, личные
качества подростков.
а) Я-концепция
б) Взаимоотношения в семье
в) Взаимоотношение полов
г) Взаимоотношения со сверстниками
д) Стрессовые ситуации и как их разрешать
Темы психологических занятий по второму и третьему блоку: 1) что такое тренинг? Принципы и методы групповой работы. Виды тренингов.
Как оценить эффективность тренинга?
2) Тренинг по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения.
3) Тренинг по ВИЧ-инфекции для той же возрастной группы.
4) Тренинг по ЗППП (заболевания передаваемые половым путем)
5) Тренинг ответственного поведения.
6) Тренинг по эффективной передаче информации.
Супервизии в работе с волонтерами необходимы и для
психологов и для волонтеров. Психологам это дает возможность увидеть работу
ребят, отследить ошибки и обсудить их тут же в группе или индивидуально.
Волонтерам супервизии позволяют анализировать свою работу, решать трудные и
неясные моменты, делиться наработанным опытом с остальными волонтерами.
Форма проведения занятий
психологом:
-тренинги
- беседы
- практические занятия
- индивидуальные занятия
- видео тренинги.
Волонтерская организация - это открытая организация для
желающих вступить в него. Следовательно, предполагается постоянный прилив
"новичков". Поэтому психологическая работа не может быть ограниченной
временными рамками. Она является постоянной, как и работа других специалистов.
Все 4 блока психологической работы ведутся в соответствии с общей программой, в
которой задействованы наркологи, педагоги, и другие приглашенные специалисты по
определенным темам.
Закрытыми являются занятия для будущих "тренеров",
тех волонтеров, которые:
- прослушали курс обязательных лекций,
- прошли групповую работу у психологов,
- ознакомились с основами волонтерской работы,
- приняли участие в различных профилактических мероприятиях, проведенных
старшими волонтерами,
- заявили о своей готовности и желании вести тренинги со сверстниками.
Обычно, на закрытых занятиях
ребята готовятся непосредственно к предстоящим практическим мероприятиям,
как-то: школа волонтера для подростков, "волонтерские рейды" по СОШ,
выездные сессии в колонии для несовершеннолетних, и т.д.
ВАЖНО!
Группа волонтеров, нацеленная
на самостоятельное проведение профилактической работы среди ровесников, после
обучения должна будет вести тренинги второго блока с целевой группой. Очень
важно помнить, что это профилактические тренинги, которые в отличие от
тренингов личностного роста, могут вести инструкторы, не имеющие специального
психологического образования. Поэтому не используются серьезные психологические
упражнения, способные серьезно затронуть личность участника. Используются
только специальные упражнения и групповые задания, которые не могут нанести
психологический вред участникам тренинга. Игры и упражнения подбираются так,
чтобы затронуть глубинные психологические проблемы человека.
Информационно-агитационный материал волонтеров:
В процессе профилактической
деятельности волонтеров возникает необходимость в информационных и агитационных
пособиях, в которых ребята могут дать информацию о своей организации и работе,
агитировать сверстников пополнить ряды волонтеров. Для этой цели был создан
"Паспорт Волонтера" и визитка "Ты хочешь стать волонтером?"
В "Паспорте" волонтеры рассказывают о причинах появления
волонтерства, о структуре своей организации, о своем обучении, о своих планах и
целях. В визитке, волонтеры, приглашая студентов и школьников стать
волонтерами, рассказывают об основном своем занятии -профилактике наркомании.
Так же для продуктивной работы волонтеры пришли к решению составить кодекс
настоящего волонтера, куда вошли "10 заповедей волонтера" и "права
волонтера".
В "10 заповедях
волонтеров" сведены основные принципы продуктивной учебы и работы
волонтера:
1. Гордись карьерой волонтера. Она значительно увеличивает богатство души.
2. Понимай задачу, которую ты выполняешь.
3. Участвуй в тренингах и обогащай собственный опыт.
4. Сопоставляй свои интересы с потребностями окружающих и с задачей
Студенческой волонтерской службы.
5. Работай искренне, делись с другими новыми идеями о том, как сделать работу
Студенческой волонтерской службы еще более эффективной.
6. Находи значение этих идей как частей общей задачи Студенческой волонтерской
службы.
7. Открой себя возможностям развития сопереживания, уверенности в
себе и ответственности.
8. Цени важность своей роли - роли толкователя общественных интересов.
9. Развивай свою самооценку и готовность спрашивать.
10. Будь верен Студенческой волонтерской службе и ее мероприятиям.
Говоря о методах профилактики, используемых волонтерами,
хотелось бы отдельно остановиться на следующих:
Профилактические тренинги - это очень интенсивное
обучение, Некоторые длинные тренинги разбиваются на части, на каждую из которых
отводится по два-четыре дня. Продолжительность одного учебного дня, как
правило. 1-2 часа. Оптимальное количество участников группы, по мнению
экспертов, составляет 10-12 человек. Это позволяет, с одной стороны, каждому
продемонстрировать выполнение задания инструктору, а с другой стороны,
обменяться опытом, поучиться друг у друга. Обычно тренинги проходят в
просторных, специально оснащенных аудиториях компаний-организаторов. На
территории заказчика их проводят в подготовленных для этого помещениях - в
актовом зале или комнате переговоров. Иногда, если содержание тренинга требует
от его участников полностью отключиться от своей обычно работы, им предлагается
провести занятия в загородном доме отдыха. Тренинг предполагает активное
участие со стороны участников. В течение работы каждому дастся возможность
принять участие в игре, дискуссии, диспуте, высказать свое мнение, поговорить о
своих чувствах, обрести практические навыки на заданную тематику, обменяться
имеющимся личным опытом.
Тренинг имеет свою структуру. И
проводя такое практическое занятие необходимо следовать общим правилам ведения:
1. Введение (5 % от всего рабочего времени). На этом этапе ведущий кратко представляет
тему, цели и задачи занятия.
2. Знакомство (5 % рабочего времени). Ведущий представляется первым. После
этого предлагает познакомиться всей аудитории. Знакомство можно осуществлять с
помощью упражнений на знакомство: интервью, снежный ком, "меня зовут...",
"Я люблю себя за то, что ...", "Найди общее" и т. д.
3. Ожидание участников (3 % рабочего времени). На этом этапе участники
высказывают свои ожидания от предстоящей работы. Ожидания можно высказывать по
кругу, записать на бумаге и повысить на видное место на стене, с помощью
специальных игр и т.д. Если участники затрудняются, то ведущий сам может
высказать свои ожидания.
4. Принятие правил работы группы. На этом этапе группа вырабатывает правила
совместной деятельности, которые помогут продуктивно участвовать в тренинге.
Самые распространенные правила:
- право говорящего;
- правило поднятой руки:
- конфиденциальность;
- пунктуальность.
Лучше если правила предложат сами участники.
5. Оценка уровня информированности (5 - 10 % рабочего времени). Этот этап
позволяет выяснить, насколько информированы участники по данной проблеме и о
"проблемах" в их знаниях. Может проходить и в форме диалога и с
помощью игр.
6. Актуализация проблемы (10 - 30 % рабочего времени). Используется, для того
чтобы пробудить интерес к проблеме, сформировать мотивацию к изменению своего
поведения (возможные игры "Спорные утверждения" или
"Джеффа").
7. Информационный блок (20 - 40 % рабочего времени). Дается подробная
информация по заданной проблеме.
8. Приобретение практических навыков (20-60 % рабочего времени).
На этом этапе отрабатываются на практике возможные модели безопасного
поведения, о которых говорилось в информационном блоке. ВАЖНО!!! Информационный блок, актуализация проблемы и отработка
практических навыков имеют пластичную структуру. У этих этапов нет четких
временных рамок проведения. Они могут идти параллельно и для общей разрядки,
перемежаться разминочными играми.
9. Завершение работы (5 % рабочего времени).
На этом этапе подводятся итоги занятия, выявляются, подтвердились ли ожидания
участников, оцениваются изменения уровня информированности.
Использование принципа активности в тренинге объясняется тем. ЧТО человек
усваивает 10% из того, что слышит, 50% - из того, что видит, 70% - из того, что
проговаривает, и 90% - из того, что делает сам.
Мастер классы - это
тематические кружки. Они делятся на обучающие и объединяющие. Первые - это те,
что дают необходимую информацию по определенным темам, и являются обязательными
для волонтеров: о вреде употребления наркотиков, профилактика ВИЧ-инфекции и
заболеваний, передающихся половым путем, и т.д. На этих занятиях ребята
получают необходимые знания для изменения собственного рискованного поведения,
и распространения этих знаний среди своих сверстников. Кроме того, на психологическом
мастер классе подростки решают свойственные их возрасту психологические и
социальные затруднения. Второй тип мастер классов - это объединения по
интересам. В этих мастер классах ответственными являются сами ребята,
"здесь они делятся собственными знаниями друг с другом, с прикрепленными к
их кружку новичками и проводят плановые мероприятия от своего мастер класса. К
примеру, мастер-класс "массовиков-затейников" постоянно разрабатывают
и обновляют свой набор игр, загадок, конкурсов, пародий по профилактике
наркомании и здоровому образу жизни, и т.д. Они могут быть ответственны за
проведение развлекательной части на молодежной акции или тематическом вечере в
школе и т.д. Мастер классы по интересам могут приглашать специалистов из своей
области, чтобы получить профессиональные советы. Это могут быть специалисты по
рекламе, художники, педагоги, с городских организаций КВН, актеры, режиссеры,
журналисты, диджеи из молодежных радиокомпании, и т.д. Мастер классы по
интересам организуются в соответствии с желанием и способностями ребят.
Волонтерские рейды по школам.
Этот метод профилактической
работы был придуман и составлен совместно волонтерами, врачами наркологами и
психологами. Волонтерские рейды предполагают работу волонтеров со школьниками
непосредственно в школах, и требуют от волонтеров особом полготовки и наличия
опыта работы с аудиторией. Поэтому "рейды" проводят ребята, прошедшие
первую ступень обучения, владеющие общими теоретическими знаниями по проблеме
наркомании. ВИЧ-инфекции, и т.д. Перед выходом в школы психолог должен
обязательно проработать и отрепетировать с волонтерами всю программу намеченных
занятий, разобрать все моменты, вызывающие вопросы. Проведение практического
занятия - это большая ответственность, так как предполагает непосредственное
общение ведущего с участниками. Процесс диалога четко демонстрирует, насколько
ведущий владеет материалом, аудиторией, и умеет ли он доносить информацию до
окружающих. Поэтому плохо подготовленный волонтер может растеряться и даже
забыть, о чем надо говорить. Чтобы избежать таких стрессовых и неприятных
моментов, нужна хорошая подготовка. Важно!!! Для психолога и нарколога, которые курируют эти занятия,
необходимо помнить, что у ребят не всегда получается с первого раза провести
подобные занятия. Хорошо, если кто-то из кураторов будет присутствовать и при
необходимости помогать волонтеру вести тренинг на первых порах. Допущенные
ошибки и неудачи могут сильно расстроить ребят, поэтому необходима поддержка со
стороны кураторов. Ведь даже неудачно проведенное занятие - это результат.
Ошибки, допущенные в работе - повод к дальнейшему росту и тренировкам. Их
всегда можно проанализировать и исправить. Поэтому, обязательны супервизии с
ребятами после каждого проведенного занятия.
Таким образом, психологическая работа, помогает ребятам
развивать свой потенциал, разрешать свои психологические проблемы, закреплять
полученные знания на лекциях специалистов, посредством психологических
тренингов и распространять информацию среди сверстников.